1. Общие положения
Районный проект «Родительский университет» (далее – проект) реализуется в учреждениях образования района в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
2. Руководство и координация проекта
Общее руководство и координация проекта осуществляется отделом по образованию Ганцевичского райисполкома.
Информационно-методическую поддержку в реализации проекта оказывают ГУМУ «Ганцевичский районный учебно-методический кабинет», ГУО «Социально-педагогический центр Ганцевичского района», ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ганцевичского района», учреждения общего образования района.
3. Цель и задачи
Повышение психолого-педагогической культуры родителей, законных представителей детей и подростков, формирование ответственного, позитивного родительства, налаживание активного взаимодействия родителей и учреждений образования в воспитании, развитии и социализации подрастающего поколения.
Задачи:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация осознания ответственности за воспитание детей;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношений, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных отношений семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми);
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей и учреждений образования.
4. Целевая аудитория
Родители, законные представители воспитанников и учащихся учреждений образования района.
5. Направления работы «Родительского университета»
5.1. Индивидуальное и групповое консультирование родителей
Осуществляется педагогами-психологами, педагогами социальными учреждений образования согласно утвержденной тематике.
Класс
|
Темы консультаций для родителей
|
1
|
Психологические особенности младших школьников
Развитие памяти и внимания младших школьников
Мотивы учения младших школьников
Отношения в семье как основа взаимопонимания
Поощрение и наказание детей в семье
Леворукий ребенок в школе
|
2
|
Воспитание вежливости
Профилактика жестокого обращения с детьми
Как на самом деле любить своих детей?
Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях
Роль отца в воспитании ребенка
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка
Семейные традиции ценности в воспитании детей
Учение с увлечением
|
3
|
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение
Как выявить и развить способности детей?
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей
Как помочь ребенку стать внимательнее?
Как привить ребенку любовь к чтению?
Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?
|
4
|
Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
Как помочь ребенку правильно распределить свое время?
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка
Интеллектуальное развитие ребенка
Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей
Организация свободного времени детей в период летних каникул
|
5
|
Мой ребенок становится подростком
Психологические особенности младших подростков
Ребенок в коллективе сверстников
Межличностное общение подростков
Отношения в семье
Компьютерные игры: польза или вред?
Вопросы дисциплины
Ответственность родителей за воспитание детей
|
6
|
Роль отца и матери в воспитании ребенка
Как научить учиться с удовольствием?
Школьные конфликты
Трудности переходного возраста
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?
Трудовое воспитание в семье
|
7
|
Ваш любимый неидеальный ребенок
Подростковый возраст: проблемы полового созревания
Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте
Как помочь ребенку стать взрослым?
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение
Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье
Предотвращение отчужденности между родителями и детьми
Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?
|
8
|
Как научиться понимать и принимать подростка?
О родительском авторитете
Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?
Подросток в социальных сетях: что делать?
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?
Домашняя работа: удовольствие или наказание?
Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания
Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?
|
9
|
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения
Как помочь подростку в выборе профессии?
Как научить детей распоряжаться деньгами?
Свободное время и его значение в формировании личности подростка
Интернет-зависимость: пути преодоления
Организация свободного времени детей в период летних каникул
Ответственное родительство – залог благополучия семьи
|
10
|
Психофизиологические особенности десятиклассников
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания
Личное ли это дело – личное счастье?
Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников
Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников
Кем быть и каким быть?
Организация досуга старшеклассников
Особенности здоровья и физического развития старшеклассника
Режим учебного и физического труда, личная гигиена
|
11
|
Трудности личностного роста и их влияние на обучение
Научная организация учебного труда старшеклассников
Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников
Закон и ответственность несовершеннолетних
Формирование здорового образа жизни
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе
Самореализация личности
|
5.2. Проведение вебинаров, лекций, встреч, круглых столов, психолого-педагогических занятий
Организуются 1 раз в четверть в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков:
1 ступень – «Мой ребенок – младший школьник» (для родителей учащихся 1-4 классов учреждений общего среднего образования)
Срок проведения
|
Тематика
|
Октябрь
|
Режим дня школьника.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у учащегося 1-4 классов
|
Декабрь
|
Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка
|
Февраль
|
Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям
|
Апрель
|
Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.
Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
|
2 ступень – «Мой ребенок – подросток» (для родителей учащихся 5-9 классов)
Срок проведения
|
Тематика
|
Октябрь
|
Ребенок среди сверстников.
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
|
Декабрь
|
Профилактика проблемного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
|
Февраль
|
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком
|
Апрель
|
Осторожно: суицид.
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.Профилактика суицидального поведения
|
3 ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» (для родителей учащихся 10-11 классов)
Срок проведения
|
Тематика
|
Октябрь
|
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного
|
Декабрь
|
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии
|
Февраль
|
Агрессия, её причины и последствия.
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
|
Апрель
|
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни
|
5.3. Проведение совместных мероприятий в шестой школьный день
Проведение совместных с родителями (законными представителями) спортивно-массовых и культурно-досуговых мероприятий, мастер-классов гостевых уроков, экскурсий согласно планам работы учреждений в шестой школьный день.
5.4. Проведение единого дня родительских собраний
Проводятся 1 раз в четверть согласно утвержденному графику с активным участием представителей заинтересованных ведомств.
5.5. Реализация программы «Гармония» на базе ГУО «Социально-педагогический центр Ганцевичского района»
Проведение встреч для родителей из семей, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении, ранее признавались находящимися в социально опасном положении.
5.6. Работа клуба «Тепло души» для замещающих родителей на базе ГУО «Социально-педагогический центр Ганцевичского района»
Проведение встреч, семинаров, круглых столов для родителей из замещающих семей.
5.7. Проведение открытых районных родительско-педагогических чтений
Проводятся ежегодно согласно утвержденному положению о проведении.
5.8. Проведение конкурсов
Проведение творческих конкурсов, акций, интеллектуальных турниров с участием родителей, законных представителей учащихся.
6. Мониторингрезультативности проекта
Мониторинг результативности проекта осуществляется посредством проведения анонимного анкетирования родителей, законных представителей учащихся, педагогических работников.
раскрыть » / « свернуть