Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, а значит, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Нарушения речи бывают двух видов: нарушения устной речи (как ребенок говорит) и нарушения письменной речи (как он пишет).
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПИСЬМО?
Письмо – это сложный процесс, в котором участвует не только рука, но и все отделы головного мозга: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха или сбой, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов. Таким образом, для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированность целого ряда психических и физиологической процессов.
Одним из важнейших показателем интеллектуального развития ребенка является речевая готовность к школе.
ЧТО ЖЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ?
Сформированность устной речи, которая включает в себя:
1. Слуховое восприятие и слуховую память.
Дети должны уметь слушать и слышать других. При несформированности данных умений, возникают трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи.
!!! Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. Ребенок должен четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью.
3. Функции языкового анализа.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.
4. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
5. Грамматическая сторона речи.
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова.
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
- Сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления)
· Развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Таким образом, речевая готовность первоклассника является необходимым условием развития письменной речи, так как письмо является отражением устной речи.
Несформированность даже отдельных компонентов речи отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
На что нужно обратить особое внимание родителям первоклассника:
- если Ваш ребенок левша.
- если он - переученный левша.
- если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
- если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
- если в семье говорят на двух или более языках.
- если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу
(неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.)
Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила речевая готовность к обучению в школе.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ?
Таким образом - дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по предупреждению нарушений письма должна начинаться не во 2-3 классе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а сейчас, когда ребёнок только начал обучаться в школе.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Игры и упражнения для профилактики нарушений письменной речи:
Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.
Упражнение «Словесный мяч". Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: «автобус – слон – носки и т. д.» Эта игра универсальна, в неё можно играть вдвоем и всей семьёй.
Такая игра позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
Игра «Заколдованные слова» Ребенок должен убрать лишний слог и узнать слово.
Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки. Формирует навыки анализа и синтеза слов.
Игра «Закончи предложение»
Барсик залез на дерево, которое ……..
Барсик залез на дерево, потому что ……
Барсик залез на дерево, где ………….
раскрыть » / « свернуть