Тема: Обобщение изученного о союзе. Морфологический разбор союза.
Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по усвоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности
Задачи урока:
- обучающая: систематизировать знания учащихся о союзе; ознакомить с порядком морфологического разбора союза; образцом устного и письменного морфологического разбора союза; совершенствовать умения и навыки учащихся распознавать союзы на основе их смысловых, морфологических, синтаксических особенностей; использовать союзы как средства связи однородных членов, частей сложного предложения, частей текста; закрепить навыки разграничения союзов и омонимичных форм;
- развивающая: способствовать формированию у учащихся умения выполнять разбор союза как части речи, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать коммуникативные умения учащихся;
- воспитательная: содействовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою малую родину; воспитывать у них такие качества, как внимательность, любознательность, сообразительность через активные формы и методы работы на уроке.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Вид урока: современный комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение:учебник, рабочая тетрадь, словари-справочники, мультимедийная презентация, опорные таблицы, раздаточный материал, сообщение, стихотворение о Родине.
Эпиграф:
На карте город мой не обозначен,
И говорят, лишь потому, что он
Райцентр всего лишь, маленький, – иначе
И он бы был на карту нанесен.
Но я за это не в обиде, право,
И без того мой город знаменит:
С Москвой, с Пекином, Прагой и Варшавой
В едином фронте он за мир стоит.
Василий Проскуров
Основные этапы урока
I. Организационный этап.
Цель: психологическая готовность учащихся к уроку.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
УЭ 1 «Организационный момент».
- Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть, давайте подарим друг другу хорошее настроение, я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне, друг другу, нашим гостям. Я хочу пожелать вам, чтобы наш сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее и мудрее.
II. Проверка домашнего задания
Цель: дать возможность учащимся проверить, насколько верно они выполнили домашнее задание.
Педагогическая задача: проверить, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал и справились с домашним заданием.
УЭ 1 «Проверка домашнего задания».
- А сейчас давайте проверим домашнее задание. На дом вам было дано упражнение 466.
Работа в парах (взаимопроверка по образцу на экране).
- Вы работаете в парах, т.е. обмениваетесь друг с другом тетрадями и по образцу, данному на экране, проверяете правильность выполнения домашнего задания. Ошибки, которые вы найдете у соседа по парте, подчеркните карандашом. Будьте внимательны! В конце урока я соберу тетради и посмотрю, насколько вы были внимательны при проверке.
(Учащиеся проверяют домашнее задание друг у друга.)
III. Ориентировочно-мотивационный этап.
Цель: познавательная готовность учащихся к получению новых знаний, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат.
Педагогическая задача: актуализировать опорные знания, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и её результат.
УЭ 1 Определение темы урока учащимися.
- Мы с вами практически изучили все по теме «Союз». Как вы думаете, почему я употребила наречие практически? Что мы еще не рассмотрели по данной теме?
(Морфологический разбор союза.)
- Верно. Кроме этого вам необходимо привести полученные знания в систему и закрепить их, чтобы было проще применять свои знания в дальнейшем. Ведь они вам понадобятся и при сдаче выпускных экзаменов, и при подготовке и сдаче централизованного тестирования.
Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока.
(Обобщение изученного о союзе. Морфологический разбор союза. )
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа и тему урока: «Обобщение изученного о союзе. Морфологический разбор союза».
УЭ 2 «Целеполагание».
– Как вы думаете, что вы должны знать и что уметь, изучая данную тему?
Давайте попробуем сформулировать цели и задачи урока, пользуясь опорными словами.
(На доске прикреплены опорные слова-подсказки, по ним учащиеся формулируют и озвучивают цели и задачи урока.)
Учащиеся должны
знать:
•что такое союз;
•на какие разряды по составу и значению делятся союзы;
•какую роль выполняют союзы в предложении и тексте;
•как отличить союзы от омонимичных сочетаний слов;
•как пишутся союзы;
•порядок морфологического разбора союза.
|
уметь:
•находить нужную информацию в учебнике;
•находить союзы в предложении и тексте;
•определять их разряд по составу и значению;
•отличать союзы от омонимичных сочетаний слов и правильно писать их;
•выполнять морфологический разбор союза.
|
УЭ 3 «Объявление порядка работы на уроке»
- Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану:
1. Обобщение изученного о союзе.
2. Знакомство с порядком морфологического разбора союза.
3. Работа с текстом.
4. Решение орфографических задач.
5. Занимательная фразеология.
6. Тест-контроль.
(План написан на доске и не закрывается в течение урока.)
- Информационно-познавательный этап.
Цель: восприятие учащимися основного содержания изучаемого материала, познавательная активность учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме; создать ситуацию взаимодействия.
УЭ 1 «Опрос-повторение».
–Итак, тему урока мы с вами определили, цели и задачи поставили, план наметили, теперь наша задача - попытаться осуществить намеченное, чтобы добиться хороших результатов. А чтобы у нас все получилось, мы берем с собой хорошее настроение, багаж знаний, которые у вас есть, и продолжаем наш урок.
Повторение мы проведем в форме игры «Закончи фразу». Я буду вам говорить начало определения, а вы должны будете его продолжить. Итак, я начинаю…
1) Союз – это служебная часть речи, которая является средством… (соединения однородных членов и частей сложного предложения и средством выражения смысловых отношений между ними).
2) Союзы могут также связывать…(предложения в тексте).
3) По строению союзы делятся на …(простые и составные).
4) По значению различают … (сочинительные и подчинительные) союзы.
5) Союзы тоже, также, зато, чтобы, в отличие от созвучных им сочетаний … (пишутся слитно).
6) Союзы тоже, также можно заменить союзом-синонимом … (и); союз зато - союзом… (но).
7) Русскому союзу чтобы соответствует белорусский … (каб).
8) Сочинительные союзы употребляются как в простом, так и… (в сложном предложении).
9) Сочинительные союзы могут связывать (однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте).
10) Сочинительные союзы выражают различные смысловые отношения, а именно:(соединительные, противительные, разделительные).
11) Подчинительные союзы связывают только (части сложных предложений)
12) Подчинительные союзы передают различные смысловые отношения (изъяснительные, временные, причинные, условные, целевые, уступительные, сравнительные).
УЭ 2 «Формирование новых понятий».
Работа с учебником.
- Мы с вами повторили изученный материал по теме «Союз». Сейчас откройте, пожалуйста, учебник на странице 264 и познакомьтесь с порядком и устным и письменным образцами морфологического разбора союза. Читаем сначала порядок разбора.
1) Знакомство с порядком морфологического разбора союза в учебнике на с. 264.
(Учащиеся озвучивают порядок и образец морфологического разбора союза.)
2) Запись письменного образца морфологического разбора союза в тетрадях.
УЭ 2 «Закрепление знаний».
Прием «Эпиграф».
– Прочитайте эпиграф к нашему сегодняшнему уроку.
На карте город мой не обозначен,
И говорят, лишь потому, что он
Райцентр всего лишь, маленький, – иначе
И он бы был на карту нанесен.
Но я за это не в обиде, право,
И без того мой город знаменит:
С Москвой, с Пекином, Прагой и Варшавой
В едином фронте он за мир стоит.
Василий Проскуров
– Как вы думаете, в связи с чем я взяла слова о родном городе нашего земляка, писателя, поэта, публициста Василия Проскурова эпиграфом к нашему уроку?
(Ответы учащихся)
– Совершенно верно, 2018 год в Беларуси был объявлен Годом малой родины. И, как сказал наш Президент, «малая родина важна в жизни каждого человека. Она многолика. Для одних это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других – кусочек дикой природы, который радовал и дарил чувство наполненности и покоя…» Поэтому наш сегодняшний урок посвящен теме «Малой родины» – нашим Ганцевичам.
– Найдите в эпиграфе союзы. Назовите их.
(И, потому что, но)
– Давайте выполним устный морфологический разбор данных союзов.
(И – союз, простой, сочинительный, выражает соединительные отношения, связывает части сложного предложения.
Потому что – союз, составной, подчинительный, выражает причинные отношения, связывает части сложного предложения.
Но – простой, сочинительный, выражает противительные отношения, связывает предложения в тексте.)
V. Операционно-деятельностный этап.
Цель: помочь учащимся освоить алгоритм действий с новым материалом.
Педагогическая задача: организовать работу учащихся по совершенствованию и отработке учебно-языковых и коммуникативно-речевых умений и навыков.
УЭ 1 «Формирование умений и отработка навыков».
1) Работа с текстом
(Текст распечатан и лежит на каждой парте).
- Теперь проведем работу с текстом. У вас на парте лежат листы, на которых напечатан текст «Ганцевщина – особое место в Беларуси». Возьмите их, пожалуйста, и давайте выразительно прочитаем этот текст.
(Приложение 1)
Задания к тексту:
а) Определите тему данного текста.
(Ганцевщина – особое место в Беларуси.)
б) Какова основная мысль текста?
(Ганцевщина – это необычайно красивый, таинственный, гостеприимный, талантливый своими людьми край, нужно любить и беречь свою малую родину.)
в) К какому стилю речи относится данный текст?
(Публицистическому.)
г) Запишите себе в тетради три первых предложения.
д) Найдите в тексте союзы, выпишите их, распределив на две группы, в зависимости от значения.
- Какие две группы союзов у вас получились?
(Сочинительные и подчинительные.)
- Назовите сочинительные союзы.
(И, а, также.)
- Перечислите подчинительные союзы.
(Потому что, так как.)
Сочинительные
|
Подчинительные
|
И, а, также
|
Потому что, так как
|
е) Выполните морфологический разбор союза:
I вариант – из 3-го предложения 1-го абзаца;
II вариант – из 1-го предложения 2-го абзаца.
- Двое учащихся работают у доски, остальные по вариантам выполняют в тетрадях.
(Проверка по разбору, выполненному на доске.).
ж) Посчитайте, пожалуйста, сколько раз в тексте встречается союз и.
(9раз.)
1) Прием «Занимательная информация».
Сообщение учащегося
(Учащийся готовит сообщение заранее)
– Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относится союз И. Он занимает второе место, союзы А, НО – 10 место.
«Здоровьесберегающий момент».
Лингвофизкультминутка «Отдыхаем с пользой».
– А сейчас «Отдыхаем с пользой» - под таким девизом пройдет сегодня наша физкультминутка. Встаньте, пожалуйста. Я буду читатьвам пословицы и поговорки о Родине, а вы должны будете хлопать в ладоши тогда, когда в них встречается сочинительный союз и приветствовать меня взмахом руки, когда в предложении употребляется подчинительный союз.
(Приложение 2)
- Присаживайтесь, пожалуйста, и мы продолжаем наш урок.
3) Прием «Решение орфографических задач».
– У вас на столах лежат карточки, на них записано 10 предложений. В тетради на небольшом расстоянии напишите вертикально цифры от 1 до 10. Теперь ваша задача – определить, слитно или раздельно пишутся выделенные слова. Если слово пишется слитно, то в колонке под номером предложения вы ставите знак «+», если раздельно – знак «-».
(Один учащийся работает у доски, остальные работают в парах).
(Приложение 3)
(Проверка выполнения задания по образцу, записанному на доске)
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-/-
|
4) Занимательная фразеология.
– Скажите, пожалуйста, как называются такие выражения: ни свет ни заря, ни больше ни меньше; ни к селу ни к городу?
(Верно, фразеологизмы.)
– Вспомните, пожалуйста, что такое фразеологизмы.
(Устойчивые образные выражения.)
– Может быть вы знаете, как они связаны с темой «Союз»?
(В их состав входит повторяющийся сочинительный союз ни –ни.)
– Что нужно знать о постановке знаков препинания при фразеологизмах?
(Внутри таких выражений запятая не ставится.)
Прием «Узнай по значению фразеологизм» - так называется следующее задание, которое мы будем выполнять. Откройте, пожалуйста, учебник на с. 258, упражнение 460. Прочитайте задание, данное в упражнении.
(Устное выполнение упражнения 460.)
VI. Контрольно-коррекционный этап.
Цель: выполнение тестового задания, обнаружение учащимися своих ошибок, затруднений, их коррекция.
Педагогическая задача: определить уровень усвоения учащимися изученного материала по теме, умения применять эти знания на практике; создать условия для самооценки знаний.
УЭ 1 «Тест-контроль».
Прием «Блицтест».
– А теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Вам необходимо выполнить тест, который распечатан на листах и лежит у вас на парте.
(Тест выполняется прямо на листах.)
(Приложение 4,5)
VII. Домашнее задание.
Цель этапа: осознание содержания домашнего задания для успешного его выполнения.
Педагогическая задача: подготовить учащихся к выполнению домашнего задания.
1) Ответы на обобщающие вопросы на с. 265.
2) Выполнить упр. 471 (I часть) – I – III уровень.
3) Выписать из сказки «Маленький принц» предложения с различными по составу и значению союзами. (5 предложений). Выполнить морфологический разбор одного сочинительного и одного подчинительного союза. – IV уровень.
4) Придумать небольшой текст о родине, используя различные союзы.Выполнить морфологический разбор одного сочинительного и одного подчинительного союза – V уровень.
(Домашнее задание распечатано для каждого учащегося.)
VIII. Рефлексия.
Цель этапа: самооценка, осознание учащимися учебной деятельности, ситуации успеха.
Педагогическая задача: создание условий для самооценки деятельности учащимися, осознание ими личностного смысла в изучении темы.
- Урок наш подошёл к концу. В начале урока мы с вами говорили о хорошем настроении. Я надеюсь, что оно у вас за время урока не испортилось. А сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили вою работу на уроке.
На столе у каждого из вас лежат смайлики разного цвета с различным выражением лица. Если вы хорошо работали на уроке, вам было все понятно, вы готовы поделиться своими знаниями с товарищами и помочь им при необходимости, то поднимите весёлый смайлик.Если вы работали не в полную меру своих возможностей, вам было всё равно, вызовут вас или нет, то поднимите смайлик с равнодушным выражением лица. А если вам было на уроке скучно, всё было непонятно, поднимите смайлик с грустным выражением лица.
(Учащиеся оценивают свою работу на уроке).
- Скажите, пожалуйста, какая общая тема объединяла все этапы нашего урока?
(Тема малой родины)
- Верно. В заключение нашего урока послушайте стихотворение нашего поэта земляка Василия Проскурова «Слово о Родине».
(Учащийся читает стихотворение)
IX. Подведение итогов
Выставление отметок.
- А на прощание мне хочется дать вам такой совет: «Живите так, чтобы вам всегда хотелось к родному краю сердцем прикоснуться».
Приложение 1
Ганцевщина – особое место в Беларуси
У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и живет. Оно навсегда останется в его памяти. Ганцевщина – особое место в Беларуси, потому что эта древняя земля раскинулась на самом краю Полесья. Это особое место, так как здесь меж высоких сосен, узорчатых мхов, коралловых россыпей клюквы тихо струятся в сторону Припяти реки: Бобрик, Цнаи Лань.Здесь вековые дубы подпирают небо своими могучими кронами, а седые курганы молча стерегут тайны прошлого.
Ганцевщина – это край с его живописными борами, также это край с таинственными дикими болотами, синими озерами. Край на редкость гостеприимный и отзывчивый, неизменно душевный и искренний. Край, который славится добросердечными, открытыми и талантливыми людьми.
Здесь в начале XX века учительствовал будущий классик белорусской литературы Якуб Колос, записывал удивительные истории и предания фольклорист Александр Сержпутовский. Это родина известных поэтов и писателей: Алеся Кожедуба, Михася Рудковского, Василия Проскурова, Владимира Марука, Алеся Каско, Виктора Гордея.
И мы, ганцевчане, искренне любим свою малую родину и гордимся ею.
Приложение 2
- Маленькая родина все равно большая, потому что она единственная.
- За морем теплее, а у нас светлее.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.
Приложение 3
1) Наши родители любят родину, дети то(же) должны любить её.
2) Каждый год мы приезжаем в одно и то(же) место, где собирается вся семья.
3) Я так(же) скучаю по родным местам.
4) Я хочу, что(бы) моя Родина процветала.
5) Что(бы) такое полезное сделать?
6) Ганцевщина – особое место в Беларуси, потому(что) эта древняя земля раскинулась на самом краю Полесья.
7) Наш городок очень маленький, за(то) уютный и красивый.
8) Далеко в лесу токует тетерев, как(будто) какой-то богомолец читает там молитвы.
9) Берись за(то)дело, которое можешь сделать.
10) Наши леса богаты (не)только разнообразными ягодами, но(и) грибами.
Приложение 4
Тест
1 вариант
1. Выберите правильное определение. Союз это:
а) служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных или заменяющих их местоимений от других слов в словосочетании;
б) служебная часть речи, которая является средством соединения однородных членов и частей сложного предложения и средством выражения смысловых отношений между ними. Союзы могут связывать предложения в тексте;
2.Укажите составные подчинительные союзы.
а) будто; б) потому что; в) чтобы.
3. В каком ряду все союзы сочинительные?
а) и, но, или, тоже, также, что;
б) и, но, а, или, также, зато.
4.Найдите предложение, в котором союзы связывают однородные члены (учтите, что знаки препинания не расставлены).
а) Я люблю свою Родину и горжусь ею:
б) Мне нравится природа родных мест и я с удовольствием любуюсь ее красотой.
5. Найдите четвертое лишнее.
а) Потому что, из-за, если, так как;
б) Так что, так как, потому что, зато.
6. Найдите верное утверждение.
а) Союзы то(же), так(же), за(то) пишутся слитно;
б) Союзы то(же), так(же), за(то) пишутся раздельно.
7. 1. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы.
а) также, потому что, зато, ввиду;
б) хотя, если, но, так как.
8. Укажите ошибку в определении групп союзов по значению.
а) Соединительные: и, ни…ни, также, тоже, да (=и);
б) разделительные: но, а, зато, да (=но), однако.
9. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится (знаки препинания не расставлены.)
а) На экспериментальной базе «Журавинка» занимаются выведением и испытанием новых сортов крупноплодной клюквы брусники и голубики;
б) Как благодарность небу как дым пахучего ладана возносят ввысь свои туманы болото.
10. Найдите ошибки в морфологическом анализе союза в данном предложении.
Я знаю, что нужно быть патриотом своей Родины.
а) Что - союз;
б) простой;
в) сочинительный;
г) цели.
д) служит для связи частей сложного предложения.
Приложение 5
Тест
2 вариант
1. Выберите правильное утверждение.
а) По строению все союзы делятся на простые и составные.
б) Все союзы однозначны и не могут иметь синонимов.
2. Укажите простые сочинительные союзы.
а) Также; б) либо; в) не то – не то.
3. В каком ряду все союзы подчинительные?
а) что, если, так как, потому что;
б) словно, но, как, или, зато.
4.Найдите предложение, в котором союзы связывают части сложного предложения (учтите, что знаки препинания не расставлены).
а) Я люблю свою Родину и горжусь ею.
б) Мне нравится природа родных мест и я с удовольствием любуюсь ее красотой.
5. Найдите четвертое лишнее.
а) словно, как будто, как-то, либо;
б) Так что, так как, потому что, зато.
6. Найдите неверное утверждение.
а) По строению союзы, как и предлоги, делятся на простые и составные.
б) Подчинительные союзы связывают однородные члены предложения, а сочинительные - части сложного предложения и предложения в тексте.
7. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы.
а) если, потому что, зато, как будто;
б) но, так как; вследствие, по причине.
8. Укажите ошибку в определении групп союзов по значению.
а) изъяснительные: что, чтобы, ли;
б) условные: пока, раз, когда, едва.
9. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая ставится (знаки препинания не расставлены.)
а) Удивительное часто находится рядом и мы его не замечаем.
б) Ганцевщина – царство лесов и болот.
10. Найдите ошибки в морфологическом анализе союза из данного предложения.
Здесь вековые дубы подпирают небо своими могучими кронами, а седые курганы молча стерегут сокрытые в толще земли неразгаданные тайны прошлого.
а) А - союз;
б) простой;
в) сочинительный;
г) разделительный;
д) служит для связи однородных членов предложения.
Ответы к тестовым заданиям
1 вариант:
Номер задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Верный ответ
|
б
|
б
|
б
|
а
|
а (из-за);
б (зато)
|
а
|
б
|
б (противительные)
|
а
|
в (подчинительный);
г (изъяснительный)
|
2 вариант:
Номер задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Верный ответ
|
а
|
б
|
а
|
б
|
а (как-то);
б (зато)
|
б
|
а
|
б (временные)
|
а
|
г (противительный);
д (связ.части сложн.пр-ия)
|
Приложение 6
Слово о Родине
Перелески, голубую росстань,
Где родились, выросли, живём –
Всё это взволнованно и просто
Родиной своею мы зовём.
А когда уехать нам придётся,
Мы грустим по памятным местам
И, как будто сердце остаётся,
Непременно остаётся там.
Вспоминаем мы прибои вишен
Под окном весною каждый раз,
И нам кажется, что небо выше
И синей на родине у нас.
Я сейчас не ошибусь нисколько,
Говоря про нас, про молодёжь:
Днём и ночью только
Ты воспоминаньями живёшь.
И припомнишь, детство вспоминая,
Как с коня слетел среди села,
До чего ж тогда земля родная,
Как перина, мягкою была.
Позабудешь, что уже морозит,
Что каштаны ты обнял рукой,
Кажется, в родном краю берёзе
Заплетаешь косу над рекой…
На себе проверил я всё это,
И любовь навеки сберегу
К Родине, где вырос я поэтом,
Без которой жить я не могу.
Тема: Обобщение изученного о союзе. Морфологический разбор союза.
Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по усвоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности
Задачи урока:
- обучающая: систематизировать знания учащихся о союзе; ознакомить с порядком морфологического разбора союза; образцом устного и письменного морфологического разбора союза; совершенствовать умения и навыки учащихся распознавать союзы на основе их смысловых, морфологических, синтаксических особенностей; использовать союзы как средства связи однородных членов, частей сложного предложения, частей текста; закрепить навыки разграничения союзов и омонимичных форм;
- развивающая: способствовать формированию у учащихся умения выполнять разбор союза как части речи, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать коммуникативные умения учащихся;
- воспитательная: содействовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою малую родину; воспитывать у них такие качества, как внимательность, любознательность, сообразительность через активные формы и методы работы на уроке.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Вид урока: современный комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение:учебник, рабочая тетрадь, словари-справочники, мультимедийная презентация, опорные таблицы, раздаточный материал, сообщение, стихотворение о Родине.
Эпиграф:
На карте город мой не обозначен,
И говорят, лишь потому, что он
Райцентр всего лишь, маленький, – иначе
И он бы был на карту нанесен.
Но я за это не в обиде, право,
И без того мой город знаменит:
С Москвой, с Пекином, Прагой и Варшавой
В едином фронте он за мир стоит.
Василий Проскуров
Основные этапы урока
I. Организационный этап.
Цель: психологическая готовность учащихся к уроку.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
УЭ 1 «Организационный момент».
- Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть, давайте подарим друг другу хорошее настроение, я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне, друг другу, нашим гостям. Я хочу пожелать вам, чтобы наш сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее и мудрее.
II. Проверка домашнего задания
Цель: дать возможность учащимся проверить, насколько верно они выполнили домашнее задание.
Педагогическая задача: проверить, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал и справились с домашним заданием.
УЭ 1 «Проверка домашнего задания».
- А сейчас давайте проверим домашнее задание. На дом вам было дано упражнение 466.
Работа в парах (взаимопроверка по образцу на экране).
- Вы работаете в парах, т.е. обмениваетесь друг с другом тетрадями и по образцу, данному на экране, проверяете правильность выполнения домашнего задания. Ошибки, которые вы найдете у соседа по парте, подчеркните карандашом. Будьте внимательны! В конце урока я соберу тетради и посмотрю, насколько вы были внимательны при проверке.
(Учащиеся проверяют домашнее задание друг у друга.)
III. Ориентировочно-мотивационный этап.
Цель: познавательная готовность учащихся к получению новых знаний, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат.
Педагогическая задача: актуализировать опорные знания, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и её результат.
УЭ 1 Определение темы урока учащимися.
- Мы с вами практически изучили все по теме «Союз». Как вы думаете, почему я употребила наречие практически? Что мы еще не рассмотрели по данной теме?
(Морфологический разбор союза.)
- Верно. Кроме этого вам необходимо привести полученные знания в систему и закрепить их, чтобы было проще применять свои знания в дальнейшем. Ведь они вам понадобятся и при сдаче выпускных экзаменов, и при подготовке и сдаче централизованного тестирования.
Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока.
(Обобщение изученного о союзе. Морфологический разбор союза. )
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа и тему урока: «Обобщение изученного о союзе. Морфологический разбор союза».
УЭ 2 «Целеполагание».
– Как вы думаете, что вы должны знать и что уметь, изучая данную тему?
Давайте попробуем сформулировать цели и задачи урока, пользуясь опорными словами.
(На доске прикреплены опорные слова-подсказки, по ним учащиеся формулируют и озвучивают цели и задачи урока.)
Учащиеся должны
знать:
•что такое союз;
•на какие разряды по составу и значению делятся союзы;
•какую роль выполняют союзы в предложении и тексте;
•как отличить союзы от омонимичных сочетаний слов;
•как пишутся союзы;
•порядок морфологического разбора союза.
|
уметь:
•находить нужную информацию в учебнике;
•находить союзы в предложении и тексте;
•определять их разряд по составу и значению;
•отличать союзы от омонимичных сочетаний слов и правильно писать их;
•выполнять морфологический разбор союза.
|
УЭ 3 «Объявление порядка работы на уроке»
- Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану:
1. Обобщение изученного о союзе.
2. Знакомство с порядком морфологического разбора союза.
3. Работа с текстом.
4. Решение орфографических задач.
5. Занимательная фразеология.
6. Тест-контроль.
(План написан на доске и не закрывается в течение урока.)
- Информационно-познавательный этап.
Цель: восприятие учащимися основного содержания изучаемого материала, познавательная активность учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме; создать ситуацию взаимодействия.
УЭ 1 «Опрос-повторение».
–Итак, тему урока мы с вами определили, цели и задачи поставили, план наметили, теперь наша задача - попытаться осуществить намеченное, чтобы добиться хороших результатов. А чтобы у нас все получилось, мы берем с собой хорошее настроение, багаж знаний, которые у вас есть, и продолжаем наш урок.
Повторение мы проведем в форме игры «Закончи фразу». Я буду вам говорить начало определения, а вы должны будете его продолжить. Итак, я начинаю…
1) Союз – это служебная часть речи, которая является средством… (соединения однородных членов и частей сложного предложения и средством выражения смысловых отношений между ними).
2) Союзы могут также связывать…(предложения в тексте).
3) По строению союзы делятся на …(простые и составные).
4) По значению различают … (сочинительные и подчинительные) союзы.
5) Союзы тоже, также, зато, чтобы, в отличие от созвучных им сочетаний … (пишутся слитно).
6) Союзы тоже, также можно заменить союзом-синонимом … (и); союз зато - союзом… (но).
7) Русскому союзу чтобы соответствует белорусский … (каб).
8) Сочинительные союзы употребляются как в простом, так и… (в сложном предложении).
9) Сочинительные союзы могут связывать (однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте).
10) Сочинительные союзы выражают различные смысловые отношения, а именно:(соединительные, противительные, разделительные).
11) Подчинительные союзы связывают только (части сложных предложений)
12) Подчинительные союзы передают различные смысловые отношения (изъяснительные, временные, причинные, условные, целевые, уступительные, сравнительные).
УЭ 2 «Формирование новых понятий».
Работа с учебником.
- Мы с вами повторили изученный материал по теме «Союз». Сейчас откройте, пожалуйста, учебник на странице 264 и познакомьтесь с порядком и устным и письменным образцами морфологического разбора союза. Читаем сначала порядок разбора.
1) Знакомство с порядком морфологического разбора союза в учебнике на с. 264.
(Учащиеся озвучивают порядок и образец морфологического разбора союза.)
2) Запись письменного образца морфологического разбора союза в тетрадях.
УЭ 2 «Закрепление знаний».
Прием «Эпиграф».
– Прочитайте эпиграф к нашему сегодняшнему уроку.
На карте город мой не обозначен,
И говорят, лишь потому, что он
Райцентр всего лишь, маленький, – иначе
И он бы был на карту нанесен.
Но я за это не в обиде, право,
И без того мой город знаменит:
С Москвой, с Пекином, Прагой и Варшавой
В едином фронте он за мир стоит.
Василий Проскуров
– Как вы думаете, в связи с чем я взяла слова о родном городе нашего земляка, писателя, поэта, публициста Василия Проскурова эпиграфом к нашему уроку?
(Ответы учащихся)
– Совершенно верно, 2018 год в Беларуси был объявлен Годом малой родины. И, как сказал наш Президент, «малая родина важна в жизни каждого человека. Она многолика. Для одних это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других – кусочек дикой природы, который радовал и дарил чувство наполненности и покоя…» Поэтому наш сегодняшний урок посвящен теме «Малой родины» – нашим Ганцевичам.
– Найдите в эпиграфе союзы. Назовите их.
(И, потому что, но)
– Давайте выполним устный морфологический разбор данных союзов.
(И – союз, простой, сочинительный, выражает соединительные отношения, связывает части сложного предложения.
Потому что – союз, составной, подчинительный, выражает причинные отношения, связывает части сложного предложения.
Но – простой, сочинительный, выражает противительные отношения, связывает предложения в тексте.)
V. Операционно-деятельностный этап.
Цель: помочь учащимся освоить алгоритм действий с новым материалом.
Педагогическая задача: организовать работу учащихся по совершенствованию и отработке учебно-языковых и коммуникативно-речевых умений и навыков.
УЭ 1 «Формирование умений и отработка навыков».
1) Работа с текстом
(Текст распечатан и лежит на каждой парте).
- Теперь проведем работу с текстом. У вас на парте лежат листы, на которых напечатан текст «Ганцевщина – особое место в Беларуси». Возьмите их, пожалуйста, и давайте выразительно прочитаем этот текст.
(Приложение 1)
Задания к тексту:
а) Определите тему данного текста.
(Ганцевщина – особое место в Беларуси.)
б) Какова основная мысль текста?
(Ганцевщина – это необычайно красивый, таинственный, гостеприимный, талантливый своими людьми край, нужно любить и беречь свою малую родину.)
в) К какому стилю речи относится данный текст?
(Публицистическому.)
г) Запишите себе в тетради три первых предложения.
д) Найдите в тексте союзы, выпишите их, распределив на две группы, в зависимости от значения.
- Какие две группы союзов у вас получились?
(Сочинительные и подчинительные.)
- Назовите сочинительные союзы.
(И, а, также.)
- Перечислите подчинительные союзы.
(Потому что, так как.)
Сочинительные
|
Подчинительные
|
И, а, также
|
Потому что, так как
|
е) Выполните морфологический разбор союза:
I вариант – из 3-го предложения 1-го абзаца;
II вариант – из 1-го предложения 2-го абзаца.
- Двое учащихся работают у доски, остальные по вариантам выполняют в тетрадях.
(Проверка по разбору, выполненному на доске.).
ж) Посчитайте, пожалуйста, сколько раз в тексте встречается союз и.
(9раз.)
1) Прием «Занимательная информация».
Сообщение учащегося
(Учащийся готовит сообщение заранее)
– Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относится союз И. Он занимает второе место, союзы А, НО – 10 место.
«Здоровьесберегающий момент».
Лингвофизкультминутка «Отдыхаем с пользой».
– А сейчас «Отдыхаем с пользой» - под таким девизом пройдет сегодня наша физкультминутка. Встаньте, пожалуйста. Я буду читатьвам пословицы и поговорки о Родине, а вы должны будете хлопать в ладоши тогда, когда в них встречается сочинительный союз и приветствовать меня взмахом руки, когда в предложении употребляется подчинительный союз.
(Приложение 2)
- Присаживайтесь, пожалуйста, и мы продолжаем наш урок.
3) Прием «Решение орфографических задач».
– У вас на столах лежат карточки, на них записано 10 предложений. В тетради на небольшом расстоянии напишите вертикально цифры от 1 до 10. Теперь ваша задача – определить, слитно или раздельно пишутся выделенные слова. Если слово пишется слитно, то в колонке под номером предложения вы ставите знак «+», если раздельно – знак «-».
(Один учащийся работает у доски, остальные работают в парах).
(Приложение 3)
(Проверка выполнения задания по образцу, записанному на доске)
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-/-
|
4) Занимательная фразеология.
– Скажите, пожалуйста, как называются такие выражения: ни свет ни заря, ни больше ни меньше; ни к селу ни к городу?
(Верно, фразеологизмы.)
– Вспомните, пожалуйста, что такое фразеологизмы.
(Устойчивые образные выражения.)
– Может быть вы знаете, как они связаны с темой «Союз»?
(В их состав входит повторяющийся сочинительный союз ни –ни.)
– Что нужно знать о постановке знаков препинания при фразеологизмах?
(Внутри таких выражений запятая не ставится.)
Прием «Узнай по значению фразеологизм» - так называется следующее задание, которое мы будем выполнять. Откройте, пожалуйста, учебник на с. 258, упражнение 460. Прочитайте задание, данное в упражнении.
(Устное выполнение упражнения 460.)
VI. Контрольно-коррекционный этап.
Цель: выполнение тестового задания, обнаружение учащимися своих ошибок, затруднений, их коррекция.
Педагогическая задача: определить уровень усвоения учащимися изученного материала по теме, умения применять эти знания на практике; создать условия для самооценки знаний.
УЭ 1 «Тест-контроль».
Прием «Блицтест».
– А теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Вам необходимо выполнить тест, который распечатан на листах и лежит у вас на парте.
(Тест выполняется прямо на листах.)
(Приложение 4,5)
VII. Домашнее задание.
Цель этапа: осознание содержания домашнего задания для успешного его выполнения.
Педагогическая задача: подготовить учащихся к выполнению домашнего задания.
1) Ответы на обобщающие вопросы на с. 265.
2) Выполнить упр. 471 (I часть) – I – III уровень.
3) Выписать из сказки «Маленький принц» предложения с различными по составу и значению союзами. (5 предложений). Выполнить морфологический разбор одного сочинительного и одного подчинительного союза. – IV уровень.
4) Придумать небольшой текст о родине, используя различные союзы.Выполнить морфологический разбор одного сочинительного и одного подчинительного союза – V уровень.
(Домашнее задание распечатано для каждого учащегося.)
VIII. Рефлексия.
Цель этапа: самооценка, осознание учащимися учебной деятельности, ситуации успеха.
Педагогическая задача: создание условий для самооценки деятельности учащимися, осознание ими личностного смысла в изучении темы.
- Урок наш подошёл к концу. В начале урока мы с вами говорили о хорошем настроении. Я надеюсь, что оно у вас за время урока не испортилось. А сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили вою работу на уроке.
На столе у каждого из вас лежат смайлики разного цвета с различным выражением лица. Если вы хорошо работали на уроке, вам было все понятно, вы готовы поделиться своими знаниями с товарищами и помочь им при необходимости, то поднимите весёлый смайлик.Если вы работали не в полную меру своих возможностей, вам было всё равно, вызовут вас или нет, то поднимите смайлик с равнодушным выражением лица. А если вам было на уроке скучно, всё было непонятно, поднимите смайлик с грустным выражением лица.
(Учащиеся оценивают свою работу на уроке).
- Скажите, пожалуйста, какая общая тема объединяла все этапы нашего урока?
(Тема малой родины)
- Верно. В заключение нашего урока послушайте стихотворение нашего поэта земляка Василия Проскурова «Слово о Родине».
(Учащийся читает стихотворение)
IX. Подведение итогов
Выставление отметок.
- А на прощание мне хочется дать вам такой совет: «Живите так, чтобы вам всегда хотелось к родному краю сердцем прикоснуться».
Приложение 1
Ганцевщина – особое место в Беларуси
У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и живет. Оно навсегда останется в его памяти. Ганцевщина – особое место в Беларуси, потому что эта древняя земля раскинулась на самом краю Полесья. Это особое место, так как здесь меж высоких сосен, узорчатых мхов, коралловых россыпей клюквы тихо струятся в сторону Припяти реки: Бобрик, Цнаи Лань.Здесь вековые дубы подпирают небо своими могучими кронами, а седые курганы молча стерегут тайны прошлого.
Ганцевщина – это край с его живописными борами, также это край с таинственными дикими болотами, синими озерами. Край на редкость гостеприимный и отзывчивый, неизменно душевный и искренний. Край, который славится добросердечными, открытыми и талантливыми людьми.
Здесь в начале XX века учительствовал будущий классик белорусской литературы Якуб Колос, записывал удивительные истории и предания фольклорист Александр Сержпутовский. Это родина известных поэтов и писателей: Алеся Кожедуба, Михася Рудковского, Василия Проскурова, Владимира Марука, Алеся Каско, Виктора Гордея.
И мы, ганцевчане, искренне любим свою малую родину и гордимся ею.
Приложение 2
- Маленькая родина все равно большая, потому что она единственная.
- За морем теплее, а у нас светлее.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.
Приложение 3
1) Наши родители любят родину, дети то(же) должны любить её.
2) Каждый год мы приезжаем в одно и то(же) место, где собирается вся семья.
3) Я так(же) скучаю по родным местам.
4) Я хочу, что(бы) моя Родина процветала.
5) Что(бы) такое полезное сделать?
6) Ганцевщина – особое место в Беларуси, потому(что) эта древняя земля раскинулась на самом краю Полесья.
7) Наш городок очень маленький, за(то) уютный и красивый.
8) Далеко в лесу токует тетерев, как(будто) какой-то богомолец читает там молитвы.
9) Берись за(то)дело, которое можешь сделать.
10) Наши леса богаты (не)только разнообразными ягодами, но(и) грибами.
Приложение 4
Тест
1 вариант
1. Выберите правильное определение. Союз это:
а) служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных или заменяющих их местоимений от других слов в словосочетании;
б) служебная часть речи, которая является средством соединения однородных членов и частей сложного предложения и средством выражения смысловых отношений между ними. Союзы могут связывать предложения в тексте;
2.Укажите составные подчинительные союзы.
а) будто; б) потому что; в) чтобы.
3. В каком ряду все союзы сочинительные?
а) и, но, или, тоже, также, что;
б) и, но, а, или, также, зато.
4.Найдите предложение, в котором союзы связывают однородные члены (учтите, что знаки препинания не расставлены).
а) Я люблю свою Родину и горжусь ею:
б) Мне нравится природа родных мест и я с удовольствием любуюсь ее красотой.
5. Найдите четвертое лишнее.
а) Потому что, из-за, если, так как;
б) Так что, так как, потому что, зато.
6. Найдите верное утверждение.
а) Союзы то(же), так(же), за(то) пишутся слитно;
б) Союзы то(же), так(же), за(то) пишутся раздельно.
7. 1. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы.
а) также, потому что, зато, ввиду;
б) хотя, если, но, так как.
8. Укажите ошибку в определении групп союзов по значению.
а) Соединительные: и, ни…ни, также, тоже, да (=и);
б) разделительные: но, а, зато, да (=но), однако.
9. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится (знаки препинания не расставлены.)
а) На экспериментальной базе «Журавинка» занимаются выведением и испытанием новых сортов крупноплодной клюквы брусники и голубики;
б) Как благодарность небу как дым пахучего ладана возносят ввысь свои туманы болото.
10. Найдите ошибки в морфологическом анализе союза в данном предложении.
Я знаю, что нужно быть патриотом своей Родины.
а) Что - союз;
б) простой;
в) сочинительный;
г) цели.
д) служит для связи частей сложного предложения.
Приложение 5
Тест
2 вариант
1. Выберите правильное утверждение.
а) По строению все союзы делятся на простые и составные.
б) Все союзы однозначны и не могут иметь синонимов.
2. Укажите простые сочинительные союзы.
а) Также; б) либо; в) не то – не то.
3. В каком ряду все союзы подчинительные?
а) что, если, так как, потому что;
б) словно, но, как, или, зато.
4.Найдите предложение, в котором союзы связывают части сложного предложения (учтите, что знаки препинания не расставлены).
а) Я люблю свою Родину и горжусь ею.
б) Мне нравится природа родных мест и я с удовольствием любуюсь ее красотой.
5. Найдите четвертое лишнее.
а) словно, как будто, как-то, либо;
б) Так что, так как, потому что, зато.
6. Найдите неверное утверждение.
а) По строению союзы, как и предлоги, делятся на простые и составные.
б) Подчинительные союзы связывают однородные члены предложения, а сочинительные - части сложного предложения и предложения в тексте.
7. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы.
а) если, потому что, зато, как будто;
б) но, так как; вследствие, по причине.
8. Укажите ошибку в определении групп союзов по значению.
а) изъяснительные: что, чтобы, ли;
б) условные: пока, раз, когда, едва.
9. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая ставится (знаки препинания не расставлены.)
а) Удивительное часто находится рядом и мы его не замечаем.
б) Ганцевщина – царство лесов и болот.
10. Найдите ошибки в морфологическом анализе союза из данного предложения.
Здесь вековые дубы подпирают небо своими могучими кронами, а седые курганы молча стерегут сокрытые в толще земли неразгаданные тайны прошлого.
а) А - союз;
б) простой;
в) сочинительный;
г) разделительный;
д) служит для связи однородных членов предложения.
Ответы к тестовым заданиям
1 вариант:
Номер задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Верный ответ
|
б
|
б
|
б
|
а
|
а (из-за);
б (зато)
|
а
|
б
|
б (противительные)
|
а
|
в (подчинительный);
г (изъяснительный)
|
2 вариант:
Номер задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Верный ответ
|
а
|
б
|
а
|
б
|
а (как-то);
б (зато)
|
б
|
а
|
б (временные)
|
а
|
г (противительный);
д (связ.части сложн.пр-ия)
|
Приложение 6
Слово о Родине
Перелески, голубую росстань,
Где родились, выросли, живём –
Всё это взволнованно и просто
Родиной своею мы зовём.
А когда уехать нам придётся,
Мы грустим по памятным местам
И, как будто сердце остаётся,
Непременно остаётся там.
Вспоминаем мы прибои вишен
Под окном весною каждый раз,
И нам кажется, что небо выше
И синей на родине у нас.
Я сейчас не ошибусь нисколько,
Говоря про нас, про молодёжь:
Днём и ночью только
Ты воспоминаньями живёшь.
И припомнишь, детство вспоминая,
Как с коня слетел среди села,
До чего ж тогда земля родная,
Как перина, мягкою была.
Позабудешь, что уже морозит,
Что каштаны ты обнял рукой,
Кажется, в родном краю берёзе
Заплетаешь косу над рекой…
На себе проверил я всё это,
И любовь навеки сберегу
К Родине, где вырос я поэтом,
Без которой жить я не могу.
разгарнуць » / « згарнуць